Письмо Фонда от 07.04.2006 № 02-18/10-3327

 

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 7 апреля 2006 г. N 02-18/10-3327

 

Фонд социального страхования Российской Федерации направляет для сведения и использования в практической работе ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы, касающиеся порядка обеспечения в 2006 году инвалидов, ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.

 

Заместитель председателя Фонда А.Н.АБРАМОВ

 

Приложение

 

ОТВЕТЫ

НА НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ПОРЯДКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ В 2006 ГОДУ ИНВАЛИДОВ, ВЕТЕРАНОВ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ РЕАБИЛИТАЦИИ, ПРОТЕЗАМИ И ПРОТЕЗНО-ОРТОПЕДИЧЕСКИМИ ИЗДЕЛИЯМИ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

 

1. Вопрос. На основании каких документов можно производить выплату компенсации на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников? Нужно ли представлять индивидуальную программу реабилитации инвалида?

 

Ответ. Инвалиду, имеющему в безвозмездном пользовании в качестве специального средства для ориентации собаку-проводника, предоставляется компенсация. Согласно п. 9 Правил обеспечения инвалидов собаками-проводниками, включая выплату ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2005 N 708, заявление о выплате компенсации подается инвалидом (лицом, представляющим его интересы) в уполномоченный орган по месту жительства инвалида. При подаче заявления предоставляется паспорт инвалида (лица, представляющего его интересы), а также паспорт установленного образца на собаку-проводника.

 

Предоставление инвалидом индивидуальной программы реабилитации инвалида для выплаты компенсации вышеуказанными Правилами не предусмотрено.

 

2. Вопрос. В том случае, если протезно-ортопедические предприятия не участвовали в конкурсном отборе, проводимом Фондом, или не были признаны его победителями, возможно ли направление инвалидов и ветеранов на эти предприятия по их просьбе?

 

Ответ. В соответствии с пунктом 4 Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 877 (далее - Правила), одновременно с уведомлением о постановке на учет по обеспечению техническим средством реабилитации, протезом, протезно-ортопедическим изделием инвалиду, ветерану высылается направление на его получение (изготовление) в организации, отобранной уполномоченным органом в установленном порядке.

 

Таким образом, выдавать инвалидам, ветеранам направления на получение протезов, протезно-ортопедических изделий в организации, не прошедшей конкурсный отбор, не представляется возможным.

 

Если инвалид, ветеран самостоятельно решают вопрос о своем протезировании в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, по решению уполномоченного органа им может быть предоставлено гарантийное письмо об оплате соответствующей организации стоимости изготовленных протезов, протезно-ортопедических изделий (в размерах, не превышающих стоимость таких протезов, протезно-ортопедических изделий, изготовленных в организации, отобранной уполномоченным органом в установленном порядке), в соответствии с пунктом 16 Правил.

 

Вышеуказанными Правилами не устанавливается требований к тому, чтобы организация, в которую инвалид, ветеран обращаются для самостоятельного решения вопроса о своем протезировании, была отобрана Фондом на конкурсной основе.

 

3. Вопрос. Возможно ли производить выплату компенсации за технические средства реабилитации, протезы и протезно-ортопедические изделия, самостоятельно приобретенные инвалидами и ветеранами в 2005 году, но обратившимися за выплатой компенсации в 2006 году?

 

Ответ. В соответствии с пунктом 6 Правил установлено, что в том случае, если инвалид, ветеран самостоятельно обеспечили себя средством реабилитации, им выплачивается компенсация в размере фактически понесенных расходов, но не более стоимости технического средства реабилитации, протеза, протезно-ортопедического изделия, которое должно было быть предоставлено соответственно инвалиду, ветерану по индивидуальной программе реабилитации.

 

В случае приобретения инвалидом, ветераном средств реабилитации с соблюдением рекомендаций и сроков, указанных в индивидуальной программе реабилитации, и при предоставлении документов, подтверждающих произведенные расходы, исполнительные органы Фонда могут принять решение о выплате денежных компенсаций за самостоятельно приобретенные в 2005 году средства реабилитации.

 

4. Вопрос. Подлежат ли оплате ходунки и манеж, нуждаемость в которых определена инвалиду учреждением медико-социальной экспертизы?

 

Ответ. В настоящее время действующим законодательством Российской Федерации не установлена единая номенклатура технических средств реабилитации, которыми могут быть обеспечены инвалиды за счет средств федерального бюджета.

 

Однако в соответствии с Номенклатурой технических и иных средств реабилитации инвалидов отечественного и зарубежного производства, подлежащих государственной регистрации, утвержденной Приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 14.03.2005 N 505-Пр/05, и Перечнем технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 N 998, к тростям, костылям, опорам относятся в том числе ходунки, манежи, палки-опоры.

 

Поскольку трости, костыли и опоры перечислены в Федеральном перечне реабилитационных услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р, полагаем возможным производить оплату Фондом в том числе ходунков, манежей, палок-опор.

 

5. Вопрос. Исполнительные органы Фонда могут заключать государственные контракты с организациями, расположенными только в субъекте Российской Федерации, или с любыми организациями, отобранными на конкурсной основе в установленном порядке?

 

Ответ. На основании результатов проведенного Фондом социального страхования Российской Федерации открытого конкурса по отбору организаций, осуществляющих обеспечение инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, исполнительные органы Фонда вправе заключать государственные контракты с любой организацией, расположенной на территории Российской Федерации, обеспечивающей инвалидов и отдельные категории граждан из числа ветеранов протезами (кроме эндопротезов), ортезами, ортопедической обувью из числа отобранных на конкурсной основе в установленном порядке.

 

6. Вопрос. Инвалид, ветеран могут быть обеспечены техническими средствами реабилитации с момента составления индивидуальной программы реабилитации либо с даты подачи заявления в исполнительный орган Фонда?

 

Ответ. В соответствии с Правилами обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2004 N 771, и Правилами обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 877, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

 

Фонд осуществляет обеспечение указанных категорий граждан техническими средствами реабилитации, перечисленными в Федеральном перечне реабилитационных услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р.

 

Инвалид, ветеран уведомляются о постановке на учет для обеспечения техническим средством реабилитации, протезом, протезно-ортопедическим изделием в 15-дневный срок с момента подачи заявления (одновременно при представлении паспорта и индивидуальной программы реабилитации) в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства. Одновременно с уведомлением о постановке на учет инвалиду, ветерану высылается направление на получение указанного средства реабилитации.

 

Таким образом, право указанных категорий граждан на обеспечение техническими средствами реабилитации возникает с момента подачи заявления в исполнительный орган Фонда и должно подтверждаться соответствующими медицинскими показаниями, установленными в индивидуальной программе реабилитации.

 

Соответственно, обеспечение техническими средствами реабилитации за период до обращения инвалида, ветерана с заявлением и индивидуальной программой реабилитации в исполнительный орган Фонда не представляется возможным.

 

7. Вопрос. На какие сроки учреждениями медико-социальной экспертизы разрабатываются индивидуальные программы реабилитации, в соответствии с которыми исполнительные органы Фонда обеспечивают инвалидов и ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями?

 

Ответ. В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации инвалида должна включать в себя не только виды, формы, объемы, но и сроки реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

 

Согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 29 ноября 2004 года N 287, утвердившему форму индивидуальной программы реабилитации инвалида, в графе "срок исполнения" федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы указывается срок (продолжительность, кратность), в течение которого должно осуществляться рекомендованное мероприятие по реабилитации.

 

При этом действующим законодательством не определено общеустановленных сроков, на которые может разрабатываться индивидуальная программа реабилитации.

 

В связи с этим сроки проведения реабилитационных мероприятий устанавливаются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы строго индивидуально, исходя из потенциальных возможностей инвалида, характера нарушенных функций организма и ограниченной жизнедеятельности, а также конкретного вида, формы рекомендуемого реабилитационного мероприятия и времени, необходимого для его реализации.