|
- «Об утверждении классификации
и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы
граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной
экспертизы»
- 22.08.2005 № 535
- ПРИКАЗ
МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РФ
- Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.09.05
- Регистрационный № 6998
- В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства
Российской Федерации от 13.08.96 № 965 «О порядке признания граждан инвалидами»
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 34, ст. 4127; 2005, №
7, ст. 560)
- ПРИКАЗЫВАЮ:
- Утвердить по согласованию с Министерством образования и
науки Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации
классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной
экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной
экспертизы, согласно приложению.
- Министр М.Ю. Зурабов
-
- ПРИЛОЖЕНИЕ
- к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 22.08.05 № 535
- Классификации
и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан
федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы
- I. Общие положения
- 1. Классификации, используемые при осуществлении
медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями
медико-социальной экспертизы, определяют основные виды нарушений функций
организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или
дефектами, и степени их выраженности; основные категории жизнедеятельности
человека и степени выраженности ограничений этих категорий.
- 2. Критерии, используемые при осуществлении
медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями
медико-социальной экспертизы, определяют условия установления степени
ограничения способности к трудовой деятельности и групп инвалидности (категории
«ребенок-инвалид»).
- II. Классификации основных видов нарушений функций
организма и степени их выраженности
- 3. К основным видам нарушений функций организма человека
относятся:
- – нарушения психических функций (восприятия, внимания,
памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных
функций);
- – нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной
(ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия,
дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.);
- – нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния,
осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);
- – нарушения статодинамических функций (двигательных
функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений);
- – нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения,
выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции,
иммунитета;
- – нарушения, обусловленные физическим уродством
(деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему
уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного,
дыхательного трактов, нарушение размеров тела).
- 4. При комплексной оценке различных показателей,
характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяются четыре
степени их выраженности:
- 1 степень - незначительные нарушения,
- 2 степень - умеренные нарушения,
- 3 степень - выраженные нарушения,
- 4 степень - значительно выраженные нарушения.
- III. Классификации основных категорий жизнедеятельности
человека и степени выраженности ограничений этих категорий
- 5. К основным категориям жизнедеятельности человека
относятся:
- способность к самообслуживанию;
- способность к самостоятельному передвижению;
- способность к ориентации;
- способность к общению;
- способность контролировать свое поведение;
- способность к обучению;
- способность к трудовой деятельности.
- 6. При комплексной оценке различных показателей,
характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека,
выделяются 3 степени их выраженности:
- а) способность к самообслуживанию - способность человека
самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять
повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены:
- 1 степень - способность к самообслуживанию при более
длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема, с
использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
- 2 степень - способность к самообслуживанию с регулярной
частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных
технических средств;
- 3 степень - неспособность к самообслуживанию, нуждаемость
в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц;
- б) способность к самостоятельному передвижению -
способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие
тела при передвижении, в покое и перемене положения тела, пользоваться
общественным транспортом:
- 1 степень - способность к самостоятельному передвижению
при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении
расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических
средств;
- 2 степень - способность к самостоятельному передвижению с
регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости
вспомогательных технических средств;
- 3 степень - неспособность к самостоятельному передвижению
и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;
- в) способность к ориентации - способность к адекватному
восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению
времени и места нахождения:
- 1 степень - способность к ориентации только в привычной
ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;
- 2 степень - способность к ориентации с регулярной
частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных
технических средств;
- 3 степень - неспособность к ориентации (дезориентация) и
нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц;
- г) способность к общению - способность к установлению
контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации:
- 1 степень - способность к общению со снижением темпа и
объема получения и передачи информации; использование при необходимости
вспомогательных технических средств помощи;
- 2 степень - способность к общению при регулярной частичной
помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных
технических средств;
- 3 степень - неспособность к общению и нуждаемость в
постоянной помощи других лиц;
- д) способность контролировать свое поведение - способность
к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и
морально-этических норм:
- 1 степень - периодически возникающее ограничение
способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или)
постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные
сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;
- 2 степень - постоянное снижение критики к своему поведению
и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при
регулярной помощи других лиц;
- 3 степень - неспособность контролировать свое поведение,
невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других
лиц;
- е) способность к обучению - способность к восприятию, запоминанию,
усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и
др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными,
культурными, бытовыми):
- 1 степень - способность к обучению, а также к получению
образования определенного уровня в рамках государственных образовательных
стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием
специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при
необходимости вспомогательных технических средств и технологий;
- 2 степень - способность к обучению только в специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии или на дому по специальным программам с использованием
при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;
- 3 степень - неспособность к обучению;
- ж) способность к трудовой деятельности - способность
осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию,
объему, качеству и условиям выполнения работы:
- 1 степень - способность к выполнению трудовой деятельности
в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и
(или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной
профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять
трудовую деятельность более низкой квалификации;
- 2 степень - способность к выполнению трудовой деятельности
в специально созданных условиях труда с использованием вспомогательных
технических средств и (или) с помощью других лиц;
- 3 степень - неспособность к трудовой деятельности или
невозможность (противопоказанность) трудовой деятельности.
- 7. Степень ограничения основных категорий
жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от
нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития
человека.
- IV. Критерии установления степени ограничения способности
к трудовой деятельности
- 8. Способность к трудовой деятельности включает в себя:
- – способность человека к воспроизведению специальных профессиональных
знаний, умений и навыков в виде продуктивного и эффективного труда;
- – способность человека осуществлять трудовую деятельность
на рабочем месте, не требующем изменений санитарно-гигиенических условий труда,
дополнительных мер по организации труда, специального оборудования и оснащения,
сменности, темпов, объема и тяжести работы;
- – способность человека взаимодействовать с другими людьми
в социально-трудовых отношениях;
- – способность к мотивации труда;
- – способность соблюдать рабочий график;
- – способность к организации рабочего дня (организации
трудового процесса во временной последовательности).
- 9. Оценка показателей способности к трудовой деятельности
производится с учетом имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков.
- 10. Критерием установления 1 степени ограничения
способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким
умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное
заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к снижению
квалификации, объема, тяжести и напряженности выполняемой работы, невозможности
продолжать работу по основной профессии при возможности выполнения других видов
работ более низкой квалификации в обычных условиях труда в следующих случаях:
- – при выполнении работы в обычных условиях труда по
основной профессии с уменьшением объема производственной деятельности не менее
чем в 2 раза, снижением тяжести труда не менее чем на два класса;
- – при переводе на другую работу более низкой квалификации
в обычных условиях труда в связи с невозможностью продолжать работу по основной
профессии.
- 11. Критерием установления 2 степени ограничения
способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким
выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями,
последствиями травм или дефектами, при котором возможно осуществление
выполнения трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с
использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других
лиц.
- 12. Критерием установления 3 степени ограничения
способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким
значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное
заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к полной
неспособности к трудовой деятельности, в том числе в специально созданных
условиях, или противопоказанности трудовой деятельности.
- V. Критерии установления групп инвалидности
- 13. Критерием для определения первой группы инвалидности
является нарушение здоровья человека со стойким значительно выраженным
расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями
травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий
жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:
- – способности к самообслуживанию третьей степени;
- – способности к передвижению третьей степени;
- – способности к ориентации третьей степени;
- – способности к общению третьей степени;
- – способности контролировать свое поведение третьей
степени.
- 14. Критерием для установления второй группы инвалидности
является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством
функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или
дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий
жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной
защиты:
- – способности к самообслуживанию второй степени;
- – способности к передвижению второй степени;
- – способности к ориентации второй степени;
- – способности к общению второй степени;
- – способности контролировать свое поведение второй
степени;
- – способности к обучению третьей, второй степеней;
- – способности к трудовой деятельности третьей, второй
степеней.
- 15. Критерием для определения третьей группы инвалидности
является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным
расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями
травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой
деятельности 1 степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в
их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты:
- – способности к самообслуживанию первой степени;
- – способности к передвижению первой степени;
- – способности к ориентации первой степени;
- – способности к общению первой степени;
- – способности контролировать свое поведение первой
степени;
- – способности к обучению первой степени.
- 16. Категория «ребенок-инвалид» определяется при наличии
ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней
выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой),
вызывающих необходимость социальной защиты.
-
-
-
-
|
|
|
|